«Грязные» игры

С глиной или песком можно играть не только на улице, но также и в домашних условиях. Занятие лепкой очень полезно для развития творческих способностей детей. Вот почему стоит продумать, как сезонные игры с песком или глиной превратить в постоянные.
В условиях городской квартиры предпочтение чаще отдают пластилину. Но кому из мам не знакома борьба с теми жирными пятнами, которые остав­ляет пластилин на одежде малыша? Кто из роди­телей не вздыхал, терпеливо выковыривая пласти­лин из-под ногтей ребенка?

Слово в защиту

А что же глина? Она прекрасно отмывается, не оставляет вовсе никаких пятен. Сухую глину легко отчистить одежной щеткой. В то же время глина гораздо удобнее для лепки: она экологична, более пластична, без усилий разминается с по­мощью воды. Приготовленную к работе глину достаточно уб­рать в целлофановый пакет — она и через месяц полностью сохранит состояние готовности к лепке.

Чтобы не беспокоиться за чистоту в комнате, достаточно лишь правильно организовать деятельность ребенка. Хоро­шо, если у малыша есть маленький столик для подобных за­нятий и стульчик, которые легко моются. Чтобы защитить пол, можно завести коврик из плотной полиэтиленовой плен­ки или приспособить старую клеенку. Тогда ребенок сможет играть с песком или глиной прямо на полу. Необходима так­же подкладная доска такого размера, чтобы ребенок мог не только свободно лепить на ней, но и раскатывать глину.

Небольшая пластмассовая миска с водой значительно рас­ширит возможности превращения исходного материала: ребе­нок сможет самостоятельно наблюдать, как меняются свойст­ва глины или песка. Например, из жидкой глины уже не получа­ются фигурки, зато ее можно размазывать (прямо пальцем!) на плотном картоне или дощечке, создавая картины-барельефы. Сухой сыпучий песок, намокая, становится плотной массой, но более легкой, чем глина. Из него замечательно возводить не­большие постройки: домики, мосты, крепости.

Еще одно безусловное преимущество «грязных» материалов в том, что у малыша появляется возможность пройти все этапы создания своего произведения. Не только самому подготовить глину или песок к работе, но и найти их, открыв где-нибудь несмет­ные залежи этого сокровища. И дело здесь вовсе не в сообра­жениях экономии, а в том, что ребенок познает окружающий мир, учится не только преображать бесформенную массу, но и видеть разницу в ее свойствах, наблюдать жизнь.

Видеть цель

Чтобы подтолкнуть самостоятельную деятельность ребен­ка, его глиняное творчество должно иметь четкую, очень по­нятную для маленького художника реальную цель. Напри­мер, вылепить посуду для целого кукольного семейства. Ре­бенок создает то, с чем потом продолжит игру. Еще один ва­риант — раскатать глину в виде тоненьких колбасок, затем свернуть их колечком, чтобы получились бусинки. Когда гли­на высохнет, их можно покрасить, сделав разноцветными, а затем нанизать на суровую нитку.

Чистая фантазия

Нередко родители стремятся, чтобы ребенок слепил или нарисовал что-либо правильно. Это обедняет процесс твор­чества, ставит фантазию малыша в некие рамки. Лучше дать ему максимальную свободу действий. Если он решил сле­пить чей-то образ, не следует навязывать ему свое видение. Только в случае, когда ребенок затрудняется придумать те­му самостоятельно, можно помочь ему, предложив свой ва­риант решения.

Главное — чтобы маленький человек никогда не чувство­вал своей беспомощности, не боялся сделать что-то не так.

Что же дают ребенку «грязные» игры с глиной и песком

  • У крохи успешно развивается мелкая моторика.
  • Руки малыша становятся более цепкими, а пальцы — сильными и ловкими.
  • Ребенок знакомится с целой гаммой разнообразных тактильных ощущений. Глина может быть на ощупь шершавой, твердой, мягкой и податливой, упругой, а также сухой или мокрой. Песок — грубым, сы­пучим. Такие открытия невероятно важны для развития ребенка и познания мира.
  • У малыша развивается фантазия и образное видение предмета (ведь для скульптуры не так уж важ­ны детали, гораздо важнее умение схватить нечто главное, определяющее).
  • Ребенок учится видеть объем (этого не дает плоский рисунок!) и форму.
  • Малыш развивает способность сравнивать и наблюдать.
Запись опубликована в рубрике Родителям с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*